Формы для мормышек

Формы для мормышек

Формы для мормышек

Формы для мормышек

Формы для мормышек

Предлагаю здесь обсуждать варианты изготовления форм-литников для мормышек, грузиков и пр.
Выкладываю первый материал из своей практики

Итак, первая часть теперь и здесь.

Как-то задался я вопросом изготовления мормышек самостоятельно. Одни из лучше всего зарекомендовавших, и наиболее универсальных которые были у меня, имели вид простой дробины, того или иного диаметра. Сам я кое-как начал осмысливать идею изготовления формы. И тогда, на помощь мне пришёл товарищ, который уже имел подобный опыт. Он то и подсказал мне технологию изготовления формы-литника для мормышек-дробинок (хотя, подключив фантазию и руки можно сделать и многие другие формы). Но сейчас пойдёт тема конкретно о дробинах.

Скажу наперёд, что изготовление формы требует интереса и желания процесса изготовления чего-то своими руками, специального инструмента, материалов и определенных слесарных навыков, но зато форма получается прочная, удобная в обращении и долговечная.

Итак, вначале меряем штангенциркулем диаметр нужной дробины, и затем находим шарик из шарикоподшипника нужного диаметра. После подбора шарика нужного диаметра находим материал для самой формы. Материалом для изготовления формы у меня всегда служил алюминий. Я использовал старые электромонтажные шины из электрощитов - те, которые имеют толщину в районе 1 см, ширина может быть 5 и более см - шины  уже изначально хорошо подходят для формы, так как практически всегда имеют ровные поверхности. Так как практически все дробины которые я использовал были в диаметре от 3 до 8 мм, толщина алюминия от 7 мм до 1 см находится в пределах нормы.

Вначале выпиливаются два одинаковых брусочка алюминия - обычно это квадрат со стороной 2-2,5 см. Выпилить можно ножовкой по металлу, либо другим металлорежущим подходящим для этой цели инструментом. Затем они более-менее подгоняются крупным напильником друг другу по размерам. Эту операцию удобнее проводить, зажав заготовки в тисках. Далее находится центр на обеих половинках и легко намечается керном (рис.1).

                                 http://i046.radikal.ru/0901/2f/2f1155438611.jpg

Далее подбираем сверло, которое меньше диаметра шарика на 1-2 мм (зависит от диаметра шарика - чем он меньше, тем меньше расхождение), и засверливаем обе заготовки по центру на 2/3 нужной глубины, то есть 2/3 половины шарика (если шарик, например, 6 мм, то на 1,5- макс. 2 мм) - рис. 2.

                                 http://i074.radikal.ru/0901/3d/fea742ce025d.jpg

Затем между двумя половинами располагается сам шарик, и этот "бутерброд" помещается в тиски, после чего начинаем затягивать тиски, при этом надо следить, чтобы шарик вдавливался в обе половинки равномерно (тиски должны быть мощными, но нужно быть аккуратным, так как можно переусердствовать и тиски поломаются). Можно первый этап прессования произвести на чём-то типа наковаленки с помощью молотка, а затем уже допрессовать в тисках. Так как предварительно была произведена выборка сверлом, то обычно всё получается легко (с условием, что предварительная выборка была сделана с чувством, мерой, расстановкой))) ).

После того как была произведена опрессовка, надо раскрыть половинки, удалить шарик, и осмотреть выпресованные поверхности - на них не должно быть раковин, или каких-то других изъянов. Далее надо произвести лёгкую обработку соприкасающихся внутренних поверхностей мелким напильником, эта операция покажет насколько были деформированы плоскости заготовок. По надобности выровнять поверхности, и затем произвести ещё одну опрессовку шарика в заготовках. Если всё делается правильно, то обычно после второй подгонки, форма отвечает заданным требованиям.

Следующим этапом будет установка в одну из половин формы - направляющих. Для этого нужно разметить по диагонали одну половину, накернить центры будущих отверстий (рис. 3 а).

                                  http://s53.radikal.ru/i140/0901/65/9c3f55d5d1ba.jpg

В качестве направляющих я использовал обыкновенные гвоздики. Находил подходящего диаметра, обрезал до нужных размеров и подбирал под диаметр гвоздика сверло (или гвоздик под сверло). Сверло лучше подобрать такое, чтобы оно диаметром чуток было меньше чем диаметр гвоздика, так как в одной половине гвоздик нужно надёжно запрессовать, во второй  половинке можно отверстия наоборот немножко больше рассверлить, чтобы гвоздик входил легко. После того как просверлены отверстия в одной половине,  вкладываем шарик в форму, совмещаем все стороны, и зажав в ручных тисочках просверливаем обе половины насквозь по ранее просверленным отверстиям в первой половине. Затем запрессовываем в первую половину заготовленные ранее гвоздики, и пробуем, как половинки совмещаются по установленным направляющим. Один нюанс: под шляпки гвоздиков нужно сделать потаи в заготовке, это можно сделать путём выборки алюминия сверлом подходящего диаметра (рис 3 б).

                                  http://s44.radikal.ru/i106/0901/34/4bda05344a56.jpg

Если есть какие-то неточности - подправляем, форма должна соединяться и разъединяться легко, без усилий.

Далее следует процесс высверливания литника и выпора. Для этого из формы извлекается шарик, и на одной из половинок размечается ось проходящая через центр выпрессованной дробины. Затем на проведенную линию ложится ровная сталистая проволочка диаметром 0,5-1 мм, которая должна быть длиннее самой формы, края её должны выступать с обеих сторон, обе половинки аккуратно совмещаются, и, положив на наковаленку, простукиваются легко молотком, чтобы проволочка продавила в алюминии центральную ось. После того, как проволочка продавит себе место в обеих половинах, она извлекается. Обе половины совмещаются по направляющим, и снова зажимаются ручными тисочками или струбцинками, и точно по центру в месте, где выходила проволочка, сверлится насквозь отверстие сверлом равным 1/5-1/6 диаметра дробины (рис. 4).

                                 http://i005.radikal.ru/0901/79/2d3146d30e8d.jpg

Затем со стороны, где будет литник, сверлится сверлом равным 1/3 от диаметра дробины до входа в форму дробины. Затем ещё большим сверлом, чтобы в конечном итоге получилось так, как на рис. 5 и фото 1:

                                 http://s50.radikal.ru/i130/0901/7d/3755c17710c2.jpg

                                 http://s46.radikal.ru/i111/0901/42/a6e6f35edb9e.jpg 

Следующий этап - выпрессовка посадочного места для крючка. Делается по технологии описанной в разметке оси (рис.6).

                                 http://s48.radikal.ru/i119/0901/3f/0f0b079bc671.jpg

После этого в форму снова вставляется шарик, и проверяем или все соприкасающиеся поверхности остались ровными, если нет, подправляем напильником, и допрессовываем до нужной плотности. Придаём всей форме более эстетичные формы, обрабатывая напильником.

                                 http://i034.radikal.ru/0901/3f/3c88f784acb5.jpg

Технология изготовления мормышки такова: заранее подбирается крючок нужного размера с колечком. Колечко зачищается наждачной бумагой и лудится с помощью паяльной кислоты. К диаметру колечка подбирается нихромовая проволочка (к нихрому не пристаёт свинец и припой) такого диаметра, чтобы она свободно входила в колечко. Затем крючок и продетая сквозь его колечко проволочка устанавливаются в форму, крючок должен хорошо лечь в посадочное место, и форма должна плотно закрыться. Форма помещается в тисочки или струбцинку. Расплавляется свинец, и заливается в форму. Как только свинец заполнит литник доверху, прекращаем заливку, ждём минутку, и затем можно погрузить один край формы в холодную воду (если это сделать сразу, то мормышка может не получиться), и постепенно погружаем форму в воду целиком. Затем открываем форму и извлекаем отлитое. Вытаскиваем проволочку и кусачками обкусываем с отлитой мормышки всё лишнее. Шероховатости после удаления лишних частиц подправляем легко напильником, и проволочкой развальцовываем края отверстия для лески.

Мормышка готова!

Вот такие вот получаются формы-литники:

                               http://s44.radikal.ru/i103/0901/7a/d28939a594b2.jpg

В следующей части я опишу способ изготовления форм-литников более простой, но с относительной недолговечностью формы. На последнем фото есть образец подобной формы – белая гипсовая.


Источник: http://rybolov.webtalk.ru/viewtopic.php?id=248

Формы для мормышек

Формы для мормышек

Формы для мормышек

Формы для мормышек

Формы для мормышек

Формы для мормышек

Формы для мормышек

Формы для мормышек

Формы для мормышек


X